Турбо-страницы: почему, зачем и как

Содержание статьи

Три года назад, если ты не был мобилопригодным (а по-западному – не mobile-friendly), то ты не был оптимизированным:

1. C 18 ноября 2014 г. Google стал помечать сайты маркером mobile-friendly. С 21 апреля 2015 г. Google ввел mobile-friendly алгоритм ранжирования для мобильной выдачи.

2. Осенью 2015 г. Яндекс стал помечать сайты маркером «мобильная версия». В феврале 2016 г. Яндекс ввел новую формулу ранжирования «Владивосток», в которой мобилопригодность стала одним из факторов ранжирования.

Сегодня все идет к тому, что если ты не сверхскоростной, то ты не оптимизированный:

3. Для улучшения качества поиска теперь есть AMP от Google и Турбо от Яндекс, технологии, ускоряющие загрузку контента на мобильных в десятки раз.

Яндекс назвал свою технологию ускорения доступа к информации «Турбо».

Что такое Турбо-страницы?

Пара слов о пользе Турбо:

  • в 15 раз быстрее: как правило, полная загрузка Турбо-страницы в 3G-сети занимает меньше секунды — против 15 секунд, которые в среднем уходят на загрузку оригинала;
  • в 10 раз легче: средний вес страницы сайта — 3 МБ. Турбо-версия такой страницы будет весить всего 300 КБ;
  • меньше рекламы: нет всплывающих объявлений, перекрывающих весь экран, и показывается только часть рекламных баннеров;
  • страницы открываются быстро даже при медленном подключении к интернету.

Пара слов о сути Турбо:

  • верстка оптимизирована для мобильных;
  • элементы навигации, шапка и футер настраиваются в Яндекс.Вебмастере индивидуально под сайт владельцем ресурса;
  • контент передается через специальный RSS-канал;
  • данные хранятся на серверах Яндекса;
  • Турбо-страницы помечаются в выдаче (а еще в Яндекс.Новостях и Яндекс.Дзене) символом ракеты

Преимущества и недостатки Турбо

Турбо-страницы помогают увеличивать охват мобильной аудитории — пользователям не приходится долго ждать загрузки сайта, и они почти сразу переходят к вашему контенту. Прирост трафика может быть существенным: по данным исследовательских компаний, 66 млн российских пользователей используют мобильный интернет наряду с десктопным, а 20 млн уже выходят в интернет только с мобильных устройств — это на 15% больше, чем год назад.

Преимущества Турбо-страниц в том, что после их внедрения на вашем сайте:

  • Падает показатель отказов. Когда пользователь заходит на ваш сайт и из-за своего плохого интернета долго не может открыть вашу страницу, он может просто не дождаться ее загрузки, закрыть и снова вернуться в поисковую выдачу, чтобы найти какой-то другой, более быстрый сайт. Таким образом у вас повышается показатель отказов, а чем больше показатель отказов, тем хуже ваши позиции в поисковой выдаче.
  • Растет мобильный трафик. На сегодняшний день многие пользователи уже знают, что сайты, помеченные в выдаче значком ракеты, грузятся очень быстро и поэтому по ним активно кликают. Это дает вам преимущество перед конкурентами и позволяет увеличить посещаемость вашего сайта с мобильных устройств.
  • Снижается нагрузка на хостинг. Если на сайте довольно высокая посещаемость, то этот пункт будет тоже актуален. За счет того, что загрузка контента идет не с вашего хостинга, а с серверов Яндекса, нагрузка снижается. При этом для создания и хранения Турбо-страниц Яндекс использует собственную сеть доставки контента (CDN), что еще сильнее ускоряет загрузку контента.

Недостатки Турбо – в ограниченном (пока) функционале:

  • Не поддерживаются формы обратной связи, нет возможности заказа товара или услуги. Это можно назвать самым главным минусом, т.к. для Landing или интернет-магазина использование турбо-страниц будет нецелесообразным, ведь вы все равно не сможете получить с них заявки.
  • Сайт оформляется по предопределенному малогибкому шаблону. Когда вы кликаете по ссылке, помеченной значком «Турбо», то ваш контент отобразиться в упрощенной странице, созданной поисковиком, и ваше уникальное оформление сайта никто не увидит. Поэтому здесь придется выбирать между высокой скоростью загрузки сайта и уникальным оформлением вашей мобильной или адаптивной версии.

Кому идеально подходит Турбо:

  • СМИ;
  • Контентные проекты;
  • Блоги внутри сайтов (например, блог на сайте услуг как самостоятельный раздел).

Владельцам новостных порталов, сайтов СМИ или информационных блогов такие страницы обязательно нужно подключать и получать с них дополнительный трафик, ведь после перехода на Турбо количество отказов пользователей от просмотра уменьшается на 30%. Это значит, что растет количество просмотренных страниц (новостей), а значит, и доходы издателей.

Кому пока не подходит Турбо:

  • Ecommerce, потому что нет корзины.

Стоит отметить, что Яндекс обещает существенно расширить функционал: добавить не только формы и кнопки, но и платежи уже весной 2018 г., поэтому владельцам интернет-магазинов предлагаем все же сохранить в закладки это руководство по настройке Турбо-страниц.

Пошаговый план действий по подключению Турбо-страниц

Вообще у процесса подключения Турбо всего два шага: настроить в Вебмастере и настроить RSS. Разберемся ниже на примерах, как настроить Турбо-страницы с первого раза и без нервов.

Настройки Турбо в Яндекс.Вебмастере

1. Заходим в Яндекс.Вебмастер —> Турбо-страницы turbo.png.

2. Настраиваем дизайн и подключаем статистику. Турбо-страницыturbo.png —> Настройки.

Турбо-страницы: почему, зачем и как
  • Выбираем, у кого из пользователей будет доступ к редактированию настроек через Вебмастер;
  • Дескриптор/название сайта, которое будет показываться вместо шапки;
  • Выбираем, будет ли показываться логотип («Отображение»);
  • Подключаем счетчики (просто указываем ID);
  • Подключаем системы рекламы.

Аналитику Турбо собирает с шести систем: Яндекс.Метрика, Google Analytics, Mediascope (TNS), LiveInternet, Rambler Топ-100 и Рейтинг Mail.RU. Но можно подключить и произвольную систему аналитики вручную непосредственно через RSS-канал.

3. Указываем ссылку на RSS-канал: Турбо-страницыturbo.png —> Источники.

Турбо-страницы: почему, зачем и как

Всего в Вебмастере доступно 10 RSS-каналов для одного сайта и до 60 каналов — в сумме для основного домена и его поддоменов. При этом максимальный размер одного RSS — 15 МБ. Все требования к содержимому RSS-канала, а также данные об ограничениях – в официальной справке Яндекса. Обратите внимание, что дополнительным преимуществом использования нескольких каналов будет возможность задания разных правил для каждого из них, а также снижение и распределение нагрузки при парсинге поисковыми ботами, особенно при больших объемах информации.

Подготовка RSS-канала для Турбо

Контент Турбо-страниц берется не со страниц сайта; а из специального RSS-канала (это очень похоже на то, как Яндекс считывает информацию о товарах через XML/YML-файл для сервисов Яндекс Товары и Цены и Яндекс.Маркет). Сама аббревиатура RSS хранит в себе что-то из 2007-го, из времен подписок на новостные ленты изданий, что-то до времен ВКонтакте и Facebook; но, по сути своей, это целая группа XML-форматов, и использовать эти форматы можно для разных целей. Яндекс вот использовал для построения высокоскоростных страниц.

Для Турбо-страниц Яндекс использует версию RSS 2.0 – Really Simple Syndication. По умолчанию в RSS 2.0 отдается лишь краткое описание исходной публикации с последующим переходом пользователя для ознакомления с полной версией на самом сайте. Однако в случае с применением RSS для генерации Турбо-страниц Яндекса данный канал должен содержать полную версию материала с особой разметкой всех его элементов.

То есть получается так: чтобы Яндекс забрал с нашего сайта контент, мы должны написать скрипт, который будет передавать текст, изображения, стили и прочее в специальном формате в XML-документ. Это действительно очень похоже на подготовку данных для Яндекс Товары и Цены или Яндекс.Маркета, но настраивается гораздо проще. Если страниц всего 10–20, то можно даже вручную, без привлечения программиста, сделать RSS-канал для Яндекса (правда, в таком случае обновляться он будет тоже вручную, так что это не лучший вариант). Выглядит готовый RSS-канал вот так: https://yandex.ru/support/webmaster/turbo/example.html#example.

К счастью маркетологов и сеошников, популярные CMS уже подготовили готовые плагины для настройки RSS-канала под Турбо-страницы. Так что остается только найти плагин, установить его и в пару кликов настроить выгрузку и обновление RSS-канала (а RSS-канал – это файл в формате XML, который лежит на сервере вашего сайта). И не забыть указать адреса XML-файлов RSS-каналов в Вебмастере (смотрите пункт «3. Указываем ссылку на RSS-канал» выше в статье).

Как пройти валидацию RSS-канала в Вебмастере

После загрузки RSS-канала в Вебмастере в Турбо-страницы turbo.png —> Источники вы отправляете его на валидацию.

И могут появиться, например, вот такие сообщения:

Турбо-страницы: почему, зачем и как

Проблемы возникают, если неправильно оформлены элементы XML-документа (это зависит только от плагина или скрипта, который сформировал XML-документ). Сам валидатор уже показывает, что именно оформлено не по правилам, вплоть до конкретной строки с ошибкой; а правила все описаны в документации по RSS 2.0 от Яндекса: https://yandex.ru/support/webmaster/turbo/rss-elements.html. Так что если RSS-канал не проходит валидацию – обращайтесь к программисту, чтобы доработать скрипт /плагин, отвечающий за формирование канала.

Как монетизировать Турбо-страницы своего сайта?

На данный момент в шаблоны ускоренных страниц можно добавить рекламные блоки РСЯ и ADFOX. Но Яндекс планирует расширять возможности Турбо-страниц.

С помощью РСЯ можно отображать на страницах своих Турбо-страниц контекстные или медийные объявления тысяч рекламодателей в различных форматах, например, в специальном формате для мобильной выдачи Motion. Таким образом, вы можете контролировать все рекламные места и управлять стратегией показа рекламы на сайте.

Для начала показа рекламы нужно указать в Вебмастере ID рекламного блока в РСЯ:

Турбо-страницы: почему, зачем и как

Далее можно сразу посмотреть, как будет выглядеть рекламный блок на примерах Турбо-страниц в поиске:

Турбо-страницы: почему, зачем и как

По аналогии настраивается реклама с платформы ADFOX, через которую можно настроить и подключить сторонние системы монетизации, такие как Google AdSense. Здесь же можно использовать так называемую динамическую монетизацию, которая позволяет увеличить доход от каждого показа рекламы за счет интеграции с РСЯ.

Обновления и планы развития Турбо-страниц в 2018 году

Технология Турбо активно развивается. Так, в начале этого года (пока мы писали эту статью, которую буквально «на лету» дополняли новинками) специалисты дополнили функционал страниц новыми элементами, которых всем нам так не хватало.

В I квартале 2018 в Турбо появились:

  • Поддержка таблиц и списков.
  • Отображение цитат в тексте.
  • Возможность подключения галерей изображений и фото.
  • Вывод комментариев на странице.
  • Отображение плееров и интеграция с внешними ресурсами, такими как YouTube, Vimeo, Instagram, Twitter. (документация)
  • Расширенные возможности сбора статистики, теперь можно добавлять пиксель-счетчики на свою систему аналитики.
  • Возможность установки блока «Поделиться» с друзьями в соцсетях.
  • Реализация собственного меню для турбо-страницы.
  • Бесконечная лента статей сайта.
  • Реализация дополнительных рекламных мест на странице, а также увеличение скорости отрисовки рекламы.
Турбо-страницы: почему, зачем и как

Но и это еще не все:по заверению разработчиков, весной 2018 года нас ждут другие серьезные доработки.

Основной план заключается в том, чтобы Турбо-страницы стали равноценной альтернативой мобильной версии сайта. Полный список улучшений, который мы ждем в ближайшее время:

  • API для публикации контента.
  • Автоматическая расстановка рекламных блоков внутри контента, которая позволит улучшить показатели монетизации.
  • Внедрение различных форм и кнопок.
  • Возможность добавления Яндекс.Карт на страницы.

Прорабатываются возможности для реализации:

  • Платежей.
  • A/B-экспериментов.
  • Персонализации.
  • Авторизации.
  • Кастомизации дизайна.
  • Поддержки геозависимого контента.

Источник: yandex.ru