Якоб Нильсен (Jakob Nielsen) — основатель компании «Nielsen Norman Group», является также её руководителем. Компания создана им совместно с Дональдом Норманом, который до этого являлся вице-президентом «Apple Computer». Сам же Якоб Нильсен до 1998 года занимал должность ведущего инженера в компании «Sun Microsystems», где был специалистом по юзабилити.
10 эвристик Якоба Нильсена
Большинство экспертов юзабилити используют набор эвристик, разработанный 17 лет назад Рольфом Моличем и Якобом Нильсеном. До них многие также пытались выводить принципы юзабилити, но в них было так много аспектов, что оценка заняла бы несколько дней. (Например, принципы дизайна пользовательского интерфейса в программах Смита и Мойзера состояли из 944 пунктов и до сих пор являются крупнейшим собранием руководств по пользовательскому интерфейсу.)
Ниже рассмотрим десять принципов Молича и Нильсена.
1. Информированность о состоянии системы
Пользователь всегда должен ориентироваться и хорошо понимать, что происходит в системе. Взаимодействие между пользователем и системой должно быть как можно более логичным и быстрым.
2. Схожесть системы с реальным миром
Система должна общаться с пользователем на понятном ему языке. Использование слов, фраз и понятий, знакомых пользователю в реальном мире, намного предпочтительнее, чем использование специализированных терминов.
3. Свобода действий
Дайте пользователям возможность отмены действий, а также возврата к ранее отмененным действиям.
4. Единообразие и стандарты
Не путайте пользователя, описывая одни и те же вещи разными словами и терминами. Придерживайтесь единообразия и следуйте стандартам.
5. Предотвращение ошибок
Сведите к минимуму количество условий, в которых могут быть допущены ошибки.
6. На виду, а не в памяти
Не заставляйте пользователя запоминать большое количество объектов, действий и опций. Посетитель не должен держать в голове информацию, перемещаясь из одной части системы в другую.
7. Гибкость и эффективность
Не нагружайте опытных пользователей лишней информацией, предоставьте им возможность совершать часто повторяющиеся действия как можно быстрее и проще.
8. Эстетичный и минималистичный дизайн
Тексты не должны содержать бесполезной или устаревшей информации. Каждое лишнее слово делает восприятие все более трудным и лишает посетителя возможности найти то, за чем он пришел на сайт.
9. Понимание проблем и их решение
Сообщения об ошибках должны быть выражены на понятном пользователю языке, как можно более точно описывать проблему и предоставлять возможные варианты ее решения.
10. Справочные материалы и документация
Даже если система может использоваться без документации, в процессе работы с ней все же может потребоваться справочная информация. Подобные документы должны составляться таким образом, чтобы в них легко было найти необходимое.
Что упущено в краткости принципов Молича и Нильсена, так это точность. Принципы Молича и Нильсена были рассмотрены множеством специалистов на основе оценки научных работ. Их принципы были выведены из 249 проблем юзабилити 11 интерактивных систем. Как заметил Боб Бэйли:
«Эти эвристики, которыми многие пользуются, не были подтверждены. Нет никаких доказательств, что их использование в области проектирования и разработки пользовательских интерфейсов позволит улучшить интерфейс».
Какие существуют альтернативы? Большинство юзабилити специалистов имеют собственный список принципов или чек-лист, но это приводит к той же проблеме: они не являются научно обоснованными. Как следствие, они становятся лишь плодом пристрастий и капризов рецензента.